История названия
Уже на заре истории русской кинематографии люди науки задумывались о культурно-просветительном значении кино. Да и в обществе интерес к научно-популярным лентам возрастал с каждым годом: программы кинотеатров дореволюционного периода не обходились без картин вроде «В стране змей и обезьян», «По Неману», «По горным потокам Японии».
Страничка истории.
Культурно-просветительный
и научный кинематограф
«Разумный
кинематограф»
Ежемесячный иллюстрированный журнал, выходивший в начале XX века.
Первые научные киносеансы
Впервые использовал кино для научных целей московский «Дом Политехнического Общества» в 1908 году. На мероприятии под общим названием «Техническая кинематография» демонстрировали картины, в которых создается вся современная материальная культура. А после просмотра профессора, преподаватели и студенты Технического Училища давали объяснения к фильмам.
Мода на 4-5 часовые познавательные сеансы быстро распространилась по стране. Сначала такие мероприятия проводили только образовательные учреждения, затем – кинотеатры, уже для массового зрителя. Интерес к «Разумному кинематографу» – так тогда называли научные кинопоказы с обсуждениями – оказался настолько велик, что приходилось проводить по 2-3 сеанса за вечер, и ни один человек не покидал зрительного зала до конца.
Вместо сухого заучивания фактов — живые образы! Результат такой
замены сказался быстро
Научный
кинематограф
в образовании
Затем учебный кинематограф вошел в программу классных занятий и широко применялся на уроках географии, истории, естественных наук. Вместо сухого заучивания фактов – живые образы! «Результат такой замены сказался быстро. Уже через короткое время среди учащихся стало наблюдаться повышение успешности в усвоении пройденного, повышение заинтересованности предметами и общего развития», – писал в 1927 году киножурналист Самуил Лурье.
«Разумный кинематограф» позволил скуке и тоске будничной жизни уступить место чистому и светлому наслаждению красотами природы или успехами человеческого труда и техники. Именно поэтому сеансы охотно посещались публикой как 100 лет назад, так и сейчас – в рамках одноименного фестиваля документального кино о природе и животных.