Мира Олькина пришла работать на «Казахфильм» в 1964 году, после окончания мастерской известного режиссёра-натуралиста Александра Згуриди во ВГИКе. Родом она с Алтая, а в Казахстан приехала по распределению. Мира Олькина стала первой в республике женщиной-режиссёром научно-популярного кино.
Многим шестидесятникам был свойственен оптимистический взгляд на активную роль человека в преобразовании и сохранении природы. Олькина, как типичный представитель своего поколения, не стала исключением.
Её дебютный фильм «Тропою зоологов» посвящён актуальным природоохранным вопросам. Это документальная лента о работе специалистов по восстановлению исчезающих видов животных (куланов, сайгаков) в заповеднике «Барсакельмес», а также об опыте расселения ценных видов пушных зверей: соболя, американской норки, ондатры в районе Алтая и в долине реки Или. Консультантом выступил доктор биологических наук Аркадий Слудский. Учёный посвятил много лет изучению и рациональному использованию промысловых млекопитающих, акклиматизации ондатры, исследованиям биологии сайгака, джейрана, кабана. Поскольку численность животных сокращается, теперь необходимо приумножить былое охотничье богатство.
Многим шестидесятникам был свойственен оптимистический взгляд на активную роль человека в преобразовании и сохранении природы. Олькина, как типичный представитель своего поколения, не стала исключением.
Её дебютный фильм «Тропою зоологов» посвящён актуальным природоохранным вопросам. Это документальная лента о работе специалистов по восстановлению исчезающих видов животных (куланов, сайгаков) в заповеднике «Барсакельмес», а также об опыте расселения ценных видов пушных зверей: соболя, американской норки, ондатры в районе Алтая и в долине реки Или. Консультантом выступил доктор биологических наук Аркадий Слудский. Учёный посвятил много лет изучению и рациональному использованию промысловых млекопитающих, акклиматизации ондатры, исследованиям биологии сайгака, джейрана, кабана. Поскольку численность животных сокращается, теперь необходимо приумножить былое охотничье богатство.
«Полезные животные — это меха, пух, мясо, яйца и многое другое», — говорит за кадром диктор.
Лесники и егеря в фильме лишены возможности говорить от собственного имени. Главная роль отведена природе — она звучит голосами птиц, шумом реки и звоном ручья.
В СССР система заказного кинопроизводства работала успешно. Режиссёры неигрового кино называли эти фильмы «болты в томате». Тогда Мира Олькина нередко снимала по заказу: «Токсоплазмоз», «Гречиха в Казахстане», «Ускоренный откорм бычков» и другие.
Одна из первых режиссёр запечатлела беркутчи, владеющих древнейшим искусством охоты с ловчей птицей. В фильме «Беркутчи» 1969 года их трое. Старики рассказывают о своей жизни, поисках птиц и способах их приручения. Интересны этнографические детали: снятые по отдельности эти предметы — необходимый набор инструментов для дрессировки и охоты с беркутом. Постепенно птенца приучают к наглазнику (в переводе на казахский — «томаға») — кожаному колпачку, надеваемому на голову беркута, к ножному ремню («балақбау» — ремешок, который крепится на лапе), а также сидению на насесте (в переводе на казахский — «тұғыр») и на руке охотника.
На съёмках игрового фильма «Кыз-Жибек» — гордости казахского народа, оператор Виктор Осенников работал над эпизодом, отражающим связь человека с птицей, способной взять с лёту лису, зайца и даже волка. Мира Олькина получила возможность снять работу Осенникова. Эти кадры вошли в научно-популярную ленту «Беркутчи».
К каким странным последствиям может привести общение прирученного животного с человеком, режиссёр показала в фильме «Такие неожиданные встречи» 1980 года. Снимали животных Алма-Атинского зоопарка, среди которых был слон по прозвищу Батыр. Он родился в 1969 году у индийской слонихи Пальмы. Малыша тогда сделали героем новостного сюжета, а уже повзрослевшего слона отправили в зверинец Караганды, где его и снимали. Оказалось, Батыр умеет говорить. Вот он ходит по вольеру, а у ограды стоят дети и кричат: «Батыр, Батыр!». В переводе с казахского языка означает «богатырь». Слышно, как животное глухо, но довольно внятно произносит: «Батыр, Батыр». Учёные исследовали этот необычный феномен звукоподражания. Делал слон это таким образом: вставлял хобот в рот и издавал звуки. Но как животное научилось «говорить»?
В СССР система заказного кинопроизводства работала успешно. Режиссёры неигрового кино называли эти фильмы «болты в томате». Тогда Мира Олькина нередко снимала по заказу: «Токсоплазмоз», «Гречиха в Казахстане», «Ускоренный откорм бычков» и другие.
Одна из первых режиссёр запечатлела беркутчи, владеющих древнейшим искусством охоты с ловчей птицей. В фильме «Беркутчи» 1969 года их трое. Старики рассказывают о своей жизни, поисках птиц и способах их приручения. Интересны этнографические детали: снятые по отдельности эти предметы — необходимый набор инструментов для дрессировки и охоты с беркутом. Постепенно птенца приучают к наглазнику (в переводе на казахский — «томаға») — кожаному колпачку, надеваемому на голову беркута, к ножному ремню («балақбау» — ремешок, который крепится на лапе), а также сидению на насесте (в переводе на казахский — «тұғыр») и на руке охотника.
На съёмках игрового фильма «Кыз-Жибек» — гордости казахского народа, оператор Виктор Осенников работал над эпизодом, отражающим связь человека с птицей, способной взять с лёту лису, зайца и даже волка. Мира Олькина получила возможность снять работу Осенникова. Эти кадры вошли в научно-популярную ленту «Беркутчи».
К каким странным последствиям может привести общение прирученного животного с человеком, режиссёр показала в фильме «Такие неожиданные встречи» 1980 года. Снимали животных Алма-Атинского зоопарка, среди которых был слон по прозвищу Батыр. Он родился в 1969 году у индийской слонихи Пальмы. Малыша тогда сделали героем новостного сюжета, а уже повзрослевшего слона отправили в зверинец Караганды, где его и снимали. Оказалось, Батыр умеет говорить. Вот он ходит по вольеру, а у ограды стоят дети и кричат: «Батыр, Батыр!». В переводе с казахского языка означает «богатырь». Слышно, как животное глухо, но довольно внятно произносит: «Батыр, Батыр». Учёные исследовали этот необычный феномен звукоподражания. Делал слон это таким образом: вставлял хобот в рот и издавал звуки. Но как животное научилось «говорить»?
«Смотритель был выпивохой и слону наливал кагора. Так и приучил его пить эту отраву, — рассказывал в личной беседе карагандинский оператор Бочаров. — И научил „говорить“». Батырка вслед за ним повторял: «Батырке кушать давай! Пить давай!».
Автор: Беркова Надежда.