Рубрика

Мира Олькина (1931 — н.в.)

Мира Олькина пришла работать на «Казахфильм» в 1964 году, после окончания мастерской известного режиссёра-натуралиста Александра Згуриди во ВГИКе. Родом она с Алтая, а в Казахстан приехала по распределению. Мира Олькина стала первой в республике женщиной-режиссёром научно-популярного кино.

Многим шестидесятникам был свойственен оптимистический взгляд на активную роль человека в преобразовании и сохранении природы. Олькина, как типичный представитель своего поколения, не стала исключением.

Её дебютный фильм «Тропою зоологов» посвящён актуальным природоохранным вопросам. Это документальная лента о работе специалистов по восстановлению исчезающих видов животных (куланов, сайгаков) в заповеднике «Барсакельмес», а также об опыте расселения ценных видов пушных зверей: соболя, американской норки, ондатры в районе Алтая и в долине реки Или. Консультантом выступил доктор биологических наук Аркадий Слудский. Учёный посвятил много лет изучению и рациональному использованию промысловых млекопитающих, акклиматизации ондатры, исследованиям биологии сайгака, джейрана, кабана. Поскольку численность животных сокращается, теперь необходимо приумножить былое охотничье богатство.
«Полезные животные — это меха, пух, мясо, яйца и многое другое», — говорит за кадром диктор.
Лесники и егеря в фильме лишены возможности говорить от собственного имени. Главная роль отведена природе — она звучит голосами птиц, шумом реки и звоном ручья.

В СССР система заказного кинопроизводства работала успешно. Режиссёры неигрового кино называли эти фильмы «болты в томате». Тогда Мира Олькина нередко снимала по заказу: «Токсоплазмоз», «Гречиха в Казахстане», «Ускоренный откорм бычков» и другие.

Одна из первых режиссёр запечатлела беркутчи, владеющих древнейшим искусством охоты с ловчей птицей. В фильме «Беркутчи» 1969 года их трое. Старики рассказывают о своей жизни, поисках птиц и способах их приручения. Интересны этнографические детали: снятые по отдельности эти предметы — необходимый набор инструментов для дрессировки и охоты с беркутом. Постепенно птенца приучают к наглазнику (в переводе на казахский — «томаға») — кожаному колпачку, надеваемому на голову беркута, к ножному ремню («балақбау» — ремешок, который крепится на лапе), а также сидению на насесте (в переводе на казахский — «тұғыр») и на руке охотника.

На съёмках игрового фильма «Кыз-Жибек» — гордости казахского народа, оператор Виктор Осенников работал над эпизодом, отражающим связь человека с птицей, способной взять с лёту лису, зайца и даже волка. Мира Олькина получила возможность снять работу Осенникова. Эти кадры вошли в научно-популярную ленту «Беркутчи».

К каким странным последствиям может привести общение прирученного животного с человеком, режиссёр показала в фильме «Такие неожиданные встречи» 1980 года. Снимали животных Алма-Атинского зоопарка, среди которых был слон по прозвищу Батыр. Он родился в 1969 году у индийской слонихи Пальмы. Малыша тогда сделали героем новостного сюжета, а уже повзрослевшего слона отправили в зверинец Караганды, где его и снимали. Оказалось, Батыр умеет говорить. Вот он ходит по вольеру, а у ограды стоят дети и кричат: «Батыр, Батыр!». В переводе с казахского языка означает «богатырь». Слышно, как животное глухо, но довольно внятно произносит: «Батыр, Батыр». Учёные исследовали этот необычный феномен звукоподражания. Делал слон это таким образом: вставлял хобот в рот и издавал звуки. Но как животное научилось «говорить»?
«Смотритель был выпивохой и слону наливал кагора. Так и приучил его пить эту отраву, — рассказывал в личной беседе карагандинский оператор Бочаров. — И научил „говорить“». Батырка вслед за ним повторял: «Батырке кушать давай! Пить давай!».

Автор: Беркова Надежда.