Рубрика

Мира Олькина (1931 — н.в.)

Мира Олькина пришла работать на#nbsp;«Казахфильм» в#nbsp;1964 году, после окончания мастерской известного режиссёра-натуралиста Александра Згуриди во#nbsp;ВГИКе. Родом она с#nbsp;Алтая, а#nbsp;в#nbsp;Казахстан приехала по#nbsp;распределению. Мира Олькина стала первой в#nbsp;республике женщиной-режиссёром научно-популярного кино.

Многим шестидесятникам был свойственен оптимистический взгляд на#nbsp;активную роль человека в#nbsp;преобразовании и#nbsp;сохранении природы. Олькина, как типичный представитель своего поколения, не#nbsp;стала исключением.

Её#nbsp;дебютный фильм «Тропою зоологов» посвящён актуальным природоохранным вопросам. Это документальная лента о#nbsp;работе специалистов по#nbsp;восстановлению исчезающих видов животных (куланов, сайгаков) в#nbsp;заповеднике «Барсакельмес», а#nbsp;также об#nbsp;опыте расселения ценных видов пушных зверей: соболя, американской норки, ондатры в#nbsp;районе Алтая и#nbsp;в#nbsp;долине реки Или. Консультантом выступил доктор биологических наук Аркадий Слудский. Учёный посвятил много лет изучению и#nbsp;рациональному использованию промысловых млекопитающих, акклиматизации ондатры, исследованиям биологии сайгака, джейрана, кабана. Поскольку численность животных сокращается, теперь необходимо приумножить былое охотничье богатство.
«Полезные животные#nbsp;— это меха, пух, мясо, яйца и#nbsp;многое другое»,#nbsp;— говорит за#nbsp;кадром диктор.
Лесники и#nbsp;егеря в#nbsp;фильме лишены возможности говорить от#nbsp;собственного имени. Главная роль отведена природе#nbsp;— она звучит голосами птиц, шумом реки и#nbsp;звоном ручья.

В#nbsp;СССР система заказного кинопроизводства работала успешно. Режиссёры неигрового кино называли эти фильмы «болты в#nbsp;томате». Тогда Мира Олькина нередко снимала по#nbsp;заказу: «Токсоплазмоз», «Гречиха в#nbsp;Казахстане», «Ускоренный откорм бычков» и#nbsp;другие.

Одна из#nbsp;первых режиссёр запечатлела беркутчи, владеющих древнейшим искусством охоты с#nbsp;ловчей птицей. В#nbsp;фильме «Беркутчи» 1969 года их#nbsp;трое. Старики рассказывают о#nbsp;своей жизни, поисках птиц и#nbsp;способах их#nbsp;приручения. Интересны этнографические детали: снятые по#nbsp;отдельности эти предметы#nbsp;— необходимый набор инструментов для дрессировки и#nbsp;охоты с#nbsp;беркутом. Постепенно птенца приучают к#nbsp;наглазнику (в#nbsp;переводе на#nbsp;казахский#nbsp;— «томаға»)#nbsp;— кожаному колпачку, надеваемому на#nbsp;голову беркута, к#nbsp;ножному ремню («балақбау»#nbsp;— ремешок, который крепится на#nbsp;лапе), а#nbsp;также сидению на#nbsp;насесте (в#nbsp;переводе на#nbsp;казахский#nbsp;— «тұғыр») и#nbsp;на#nbsp;руке охотника.

На#nbsp;съёмках игрового фильма «Кыз-Жибек»#nbsp;— гордости казахского народа, оператор Виктор Осенников работал над эпизодом, отражающим связь человека с#nbsp;птицей, способной взять с#nbsp;лёту лису, зайца и#nbsp;даже волка. Мира Олькина получила возможность снять работу Осенникова. Эти кадры вошли в#nbsp;научно-популярную ленту «Беркутчи».

К#nbsp;каким странным последствиям может привести общение прирученного животного с#nbsp;человеком, режиссёр показала в#nbsp;фильме «Такие неожиданные встречи» 1980 года. Снимали животных Алма-Атинского зоопарка, среди которых был слон по#nbsp;прозвищу Батыр. Он#nbsp;родился в#nbsp;1969 году у#nbsp;индийской слонихи Пальмы. Малыша тогда сделали героем новостного сюжета, а#nbsp;уже повзрослевшего слона отправили в#nbsp;зверинец Караганды, где его и#nbsp;снимали. Оказалось, Батыр умеет говорить. Вот он#nbsp;ходит по#nbsp;вольеру, а#nbsp;у#nbsp;ограды стоят дети и#nbsp;кричат: «Батыр, Батыр!». В#nbsp;переводе с#nbsp;казахского языка означает «богатырь». Слышно, как животное глухо, но#nbsp;довольно внятно произносит: «Батыр, Батыр». Учёные исследовали этот необычный феномен звукоподражания. Делал слон это таким образом: вставлял хобот в#nbsp;рот и#nbsp;издавал звуки. Но#nbsp;как животное научилось «говорить»?
«Смотритель был выпивохой и#nbsp;слону наливал кагора. Так и#nbsp;приучил его пить эту отраву,#nbsp;— рассказывал в#nbsp;личной беседе карагандинский оператор Бочаров. —#nbsp;И#nbsp;научил „говорить“». Батырка вслед за#nbsp;ним повторял: «Батырке кушать давай! Пить давай!».

Автор: Беркова Надежда.