«Разумный кинематограф-2024»: авторский обзор от члена отборочной комиссии фестиваля Надежды Берковой
Открывается фестиваль демонстрацией грандиозного полотна «Земля медведей», созданного специально для кинотеатрального показа. Действительно, столь масштабной ленты, с впечатляющими съемками медведей северо-восточной Азии от острова Врангеля вдоль тихоокеанского побережья до юга Камчатки не было. В работе над ней соединились усилия немецких и российских кинематографистов при поддержке ученых. Восхищает мастерство создателей, терпеливое наблюдение за жизнью медведей, позволяющее захватить драматические моменты борьбы за жизнь, пиршества животных и блуждания голодных зверей в поисках добычи. Заботы самок, чья задача уберечь потомство от свирепых хищников. Авторы фильма отметили, что глобальное потепление осложняет жизнь животных. Режиссер фильма Генри Микс — кинематографист, снимающий природу более 15 лет. Знают его и в России, здесь он работал над циклом фильмов «Россия от края до края». Великолепно владеет мастерством, режиссерски точно выстраивая убедительные сюжетные линии. Один из операторов ленты — Владимир Филиппов, член Русского географического общества, фотограф, оператор, пилот малой авиации, виртуозно осуществлял съемки с воздуха.
Для фестиваля отобраны фильмы о животных, снятые российскими профессионалами, постоянными его участниками. Это Артур Рябицев, Дмитрий Завильгельский.
Рябицев совместно с Д. Крыловым (с середины нулевых ведущий телевизионного сериала «Записки сибирского натуралиста» студии «Ханавей» из Салехарда) представит очередной фильм из цикла о миграциях гусей. Я помню, как порадовал его сюжет о перелете краснозобой казарки и остановке птиц на озерах Северного Казахстана.
История о «Науке в Мейныпильгыно. Юго-Восточная Чукотка», показанная в 2023 году, получила продолжение в новой ленте «Гуси. Национальное достояние Японии». Группа отслеживала миграцию гусей из Якутии и Чукотки в Японию. В соседней стране их почитают как одно из величайших достояний природы. Уже много лет, как там запретили охоту на гусей.
Авторы наблюдают, как японские орнитологи изучают птиц, ведут мониторинг, организуют подсчет, кольцевание, прослеживают пути миграций, документируют их работу, оставляя место и удивлению — изумительным по красоте пейзажам. Здесь неспешно прогуливаются журавли, бегают лисы, грациозно передвигаются олени, плещутся в озере лебеди-кликуны, кулики, алеутские канадские казарки, белые и белолобые гуси.
Для защиты животных необходимо принимать меры по сохранению биоразнообразия — важнейшая задача сеять знания о ценности жизни. Таковы принципы Джалали — героя ленты «Рядом с волками» («Стоим с волком»). Он смотритель природного парка, браконьеры не раз стреляли в него. Он уверен, как и работники питомника на Филиппинах, что образование является настоящим «оружием» для сохранения окружающей среды. Нелегка миссия защитников природы. Можно представить себе степень отчаяния героя, когда музей животных, который Джалали построил для обучения детей, передали подрядчику с целью получения прибыли!
Фотосъемка редких и исчезающих животных становится все более актуальной с нарастанием экологических проблем. Съемка животных — увлекательный и рискованный процесс сродни охоте, в особенности поиск и наблюдение за хищниками. Нередко в кино приходят через фотографию, круто меняя траекторию жизненного пути, имея за плечами немалый опыт, интеллектуальный багаж. Такова судьба Игоря Метельского, фотографа и режиссера «Ловушки для тигра». «Однажды увлечься, полюбить это дело!» — признается герой ленты. С погружением в новую профессию он изучает повадки животных и ищет лучшие способы съемок. Убеждается, что тигра снимать надо только с фотоловушек! В его фильме раскрываются секреты съемок, показывают процесс выслеживания опасного зверя.
О фотографах, прибывших снимать восстановленную популяцию овцебыков, рассказывает фильм «Ямал. По следу овцебыка». И в той и другой ленте ошеломляющие воображение съемки — пейзажи огромных таежных, тундровых территорий необъятной страны. И увидеть их можно, благодаря квадрокоптеру! Зритель делает потрясающие открытия — будто заново открывает Землю!
Есть ленты, полные очарования природными достопримечательностями. Уникальные ландшафты хранят память о былом, о народных легендах и преданиях. Об этом фильм «Путешествие в Дагестан. Край удивительных ландшафтов» Димы Богачева. Но это не репортаж «побывали там, посидели тут», а медитативное погружение, как отрешение от всего рутинного: завораживающе звучит женский голос, повествуя о происхождении природных памятников, таинственных великанах пустыни Сары-Кум, извилистых рельефах ущелий.
И как обычно нашлось в программе место и время фильму-портрету ученого, энтомолога, вдохновенно изучающего полеты и морфологические особенности микронасекомых. Эти существа из-за малых своих размеров — одни из самых малоизученных живых существ на Земле. «Летные характеристики крошечных жуков» — лента уже известного зрителям документалиста Дмитрия Завильгельского. Посвящена она деятельности самого молодого члена-корреспондента РАН Алексея Полилова. В свои 33 года Алексей Алексеевич стал заведующим кафедрой энтомологии биологического факультета МГУ, а звание члена-корреспондента получил в 40.
Одержимость, увлеченность свойственны людям, изучающим природу. Природа так притягательна, что многие не представляют жизнь без фотографирования, съемки, путешествий в поисках новых открытий и живописания ее бытия. Таков документальный фильм «Амурский Ван Гог» дальневосточного режиссера Анны Самойловой. Илья Лиханов пишет картины о родине — небольшом нанайском селе Сикачи-Алян. Его персональные выставки регулярно проходят в музеях Дальнего Востока. В прошлом сельский учитель рисования и черчения поражает преданностью искусству, оригинальной живописной манерой. Его дар и трудолюбие, жизнеутверждающий оптимизм проявляются в мягкой пастельной технике его картин. Художник живет и творит, вдохновляясь образами природы.
В другом фильме фестивальной программы молодая женщина берет на себя ответственность за жизнь слепого животного, и это подвижничество на долгие годы. «Чувствуй» — фильм о любви к лошади, приуроченному животному. Что движет героиней Татьяной Акимовой? Любовь! Постигая самое себя, она глубже, тоньше узнает мир животного.
Близок к этой тематике румынский фильм «Последнее отгонное скотоводство» о почти утраченном взаимодействии с животными. Авторы работали над ним в течение пятнадцати лет в шести странах мира. Его содержание переносит зрителей в мир пастухов. Люди проходят с животными огромные расстояния в поисках корма: древний образ жизни, почти не совместимый с современным миром. Вспомнился фильм, снятый сто лет назад на средства американской студии «Парамаунт», «Трава» Эрнста Шедсака, Мериона Купера в 1924 году и документальная лента казахстанского режиссера Вячеслава Белялова «Большая кочевка» пятидесятилетней давности. Как и тысячи лет назад на Ближнем Востоке, скотоводы, преодолевая горные кряжи, бурные реки, вели и ведут свои стада в цветущие долины, чтобы прокормить овец. Есть в этих путешествиях романтика — спать под звездным небом. Фильм «Последнее отгонное скотоводство» — это их история.
«Перевал Евгения Анямова» очень важен для понимания самосознания и идентичности малых народов России в стремительно меняющихся обстоятельствах. Евгений одолел свой перевал. Сиротство подвело его к самой черте — наркомании, алкоголизму. Родной язык, подлинная культура манси, музыка, поэзия оказались спасительной нишей. Придали смысл жизни молодому человеку, наполнили песни рэпера собственным содержанием.
А каков молодец — бравый Александр Маточкин, герой фильма Татьяны Киселевой «В краю Печорских былин». Личность преоригинальная! Путешествует по России современный рассказчик былин. Но фильм не только о нем! Но еще и о Николае Евгеньевиче Ончукове, одержимом собирателе русского фольклора начала ХХ века — первооткрывателе печорских былин. Александр Маточкин ездит по стране, олицетворяя буквально лабораторию русского сказительства. На голове валяная шапка-колпак гречневик, рубаха крестьянская, порты. Оживший герой «Небывальщины» Сергея Овчарова. Благодаря таким радетелям старины восстанавливаются обычаи выходить на горку и танцевать в национальных нарядах! Таких примеров по России немало. Разъезжают по городкам и весям участники детского коллектива ансамбля «Веретенце», слушают бабушек, записывают, повторяют, потом исполняют на публике. Они с их неутомимым руководителем Валерией Петрушиной — герои фильма Светланы Быченко «За русской песней».
В фестивальной программе нашлось место и для детских показов. Анимационные истории учат, показывают примеры, как дружить, быть крепкими и сильными. Три фильма представила московская студия «Пчела»: «Самый страшный друг» режиссера Кирилла Кравченко, «Паутинка» Натальи Чернышовой, «Счастливый билет» Светланы Андриановой. И все они о взаимодействии с миром природы, в далекой ли Африке или большом городе.
Документальная лента «Обгоняя ветер» о буерном спорте, о парусных гонках на льду. Цель тренера Игоря Матюхина — увлечь детей полезным занятием, почувствовать силу природы! Из города Бердска подростки направляются на всероссийские соревнования на Байкале. Испытание для юных спортсменов на льду уникального озера, поймать воздушный поток и даже обогнать его! Возможно, рядом с детской программой можно было и разместить и документальный фильм «Бинго-Бонго» о хоббихорсинге. Что за новая забава такая — скакать с палочкой, украшенной игрушечной головой коня? Оказывается, уже проходят такие спортивные соревнования для детей! Отличные физкультурные занятия! Почему бы и нет?! Может быть, это упражнение позволяет почувствовать себя лошадью, ощутить в себе дикое животное, как к тому призывают медитативные практики экологической философии. Представь, что ты не человек, а муравей, облако, трава, дерево…
И напоследок. Не мог «Разумный кинематограф-2024», созданный радениями президента фестиваля Светланы Быченко, не отметить важной даты — 90-летия писателя, геолога Олега Куваева. В фойе кинотеатра зрителей ожидает выставка «Одиночные путешествия О. Куваева из архивов писателя». Они посмотрят фильмы, снятые по его сценариям. Для Светланы Быченко геолог и писатель Олег Куваев — значительная фигура. С юных лет она восхищалась его человеческими и профессиональными достоинствами, его памяти, влиянию на поколения геологов посвятила уникальный фильм «Территория Куваева». Я думаю, что во многих, самозабвенно снимающих природу, есть что-то куваевское, как есть оно, очевидно, и в инициаторе фестиваля Светлане Быченко.
Кредо «Работа — это страсть» есть и кредо самой Быченко.
Поздравим организаторов с юбилейным десятым фестивалем фильмов, посвященных природе!