Рубрика

Надежда Дорофеева (1986 — по н.в.)

«С Надей Дорофеевой, 24-летней дипломницей биофака Санкт-Петербургского государственного университета, в 2010 году меня познакомила художественный руководитель «Леннаучфильма» Валентина Ивановна Гуркаленко», — поделился ветеран студии Сергей Георгиевич Циханович.

Режиссёр с большим опытом Гуркаленко рекомендовала коллеге инициативную студентку: «Девушка принесла заявку на фильм о птицах Белого моря. Попробуйте, может, у вас вместе что-то выйдет».

«При первом знакомстве с Надей меня подкупили её внутренняя энергия, уверенность в себе, обширные познания в биологии и орнитологии, в частности», — вспоминает Циханович в интервью.

«При первом знакомстве с Надей меня подкупили её внутренняя энергия, уверенность в себе, обширные познания в биологии и орнитологии, в частности», — вспоминает Циханович в интервью.

Так началось их сотрудничество. Появились фильмы «Морская сорока», «Озеро в море», «Птичьи истории» и другие. Дорофеева формулировала идеи, выступала инициатором, писала авторский текст к фильмам и успешно вела съёмку пернатых. Пришёл успех: «Озеро в море» было удостоено Главного приза ХХ МКФ экологических фильмов «Зелёный взгляд» в Санкт-Петербурге.

В 2015 году Дорофеева защитила кандидатскую диссертацию. И продолжила снимать, не оставила увлекающего её занятия. В том же году «Леннаучфильм» закрыли. Надежда перешла в «Лабораторию научных фильмов» и возглавила творческий коллектив Monticola Films (Monticola — латинское название птиц рода каменные дрозды), куда пригласила опытных кинематографистов и профессиональных биологов.

В группу вошёл новый оператор и режиссёр Михаил Родионов. Богатый съёмочный материал из его архива лёг в основу полнометражной ленты «Карнавал клювов». Энциклопедия виртуозно снятых птиц производит ошеломляющее впечатление. Цифровая аппаратура способствует запечатлению ярких образов, крупных планов, их конституций, раскраски перьев, пластических структур клювов.

Сегодня на счету молодого кинематографиста и учёного 15 фильмов о природе и людях, посвятивших годы изучению и защите природы. Наблюдения за птицами становятся основой научного кинотворчества. Дорофеева дотошно обозревает мир заповедных мест. Как режиссёр и автор сценария не строит занимательного сюжета, не персонифицирует животных. Они для неё и других членов съёмочной группы — объект изучения, особь, представляющая интерес для исследователя.

Автор: Беркова Надежда.