Рубрика

Юрий Ледин (1928-2013)

Подлинное имя выдающегося Ленинградского кинонатуралиста Юрия Яновича Ледина#nbsp;— Юрис Лединс (латыш по#nbsp;происхождению). Начинал он#nbsp;свою кинематографическую деятельность в#nbsp;конце 1950-х в#nbsp;кинофотолаборатории НИИ#nbsp;сельского хозяйства Крайнего Севера в#nbsp;Норильске. Первые свои фильмы он#nbsp;снимал для института#nbsp;— это были новостные сюжеты для телевидения. Затем началась его лучшая пора, когда он#nbsp;нашел свой единственный путь в#nbsp;создании фильмов о#nbsp;природе.
Специального учебного заведения Ледин не#nbsp;заканчивал, профессии режиссера и#nbsp;оператора учился самостоятельно. Настойчивый характер не#nbsp;позволял останавливаться на#nbsp;достигнутом. «Никогда не#nbsp;говорил, что снимал ерунду. Где#nbsp;бы он#nbsp;еще такого опыта набрался. На#nbsp;съемках фильма „Люди огненной профессии“ на#nbsp;него пролился металл, хорошо он#nbsp;в#nbsp;шубе был. В#nbsp;работе над „Буднями малой авиации“ Юрий Янович познакомился с#nbsp;интересными людьми»,#nbsp;— рассказывала жена Людмила Петровна Ледина#nbsp;— «Потом начал снимать животных. Научить этому невозможно. В#nbsp;вузах учат, а#nbsp;снимать никто не#nbsp;снимает. Тут особый глаз нужен».
Как человек творческий, он#nbsp;ставил себе новые цели и#nbsp;увлекал своим энтузиазмом других. Один за#nbsp;другим выходили фильмы «Олененок», «Моржи», «Краснозобая казарка», «На#nbsp;родине кайры». Редкая самоотдача, абсолютное погружение в#nbsp;процесс съемки, внимание к#nbsp;деталям, умение создать индивидуализированные образы животных выделяли его из#nbsp;среды коллег. На#nbsp;студии оценили способности режиссера, искреннюю любовь к#nbsp;животным.
Художественный уровень лент, намного превосходящий продукт для телевидения, был замечен, и#nbsp;Ледин получил приглашение снимать фильмы по#nbsp;заказу Главного управления внешних сношений Гостелерадио СССР. Теперь экспедиции становились все продолжительнее#nbsp;— от#nbsp;2 до#nbsp;6 месяцев. Режиссер смог привлечь к#nbsp;работе непревзойденного актера Зиновия Ефимовича Гердта, а#nbsp;также тонко чувствующих природу композиторов.
Самым знаменитым фильмом Ледина стал «Белый медведь». В#nbsp;смелом эксперименте приняли участие жена Людмила, которая была постоянным членом съемочной группы Юрия, дочка Вероника и#nbsp;медвежонок по#nbsp;имени Айка. Двухмесячную сироту режиссер привез Норильск в#nbsp;1974 году. План был отправиться на#nbsp;один из#nbsp;островов архипелага Земля Франца-Иосифа и#nbsp;заснять процесс возвращения медведицы в#nbsp;семью сородичей. Вероника продолжала играть с#nbsp;Айкой, и#nbsp;они еще больше привязывались друг к#nbsp;другу. Ледин с#nbsp;камерой поджидал медведицу с#nbsp;детенышами в#nbsp;надежде на#nbsp;их#nbsp;контакт с#nbsp;Айкой. Но#nbsp;дикие звери и#nbsp;прирученная малышка не#nbsp;последовали замыслу режиссера.
Пришлось всей командой возвращаться обратно. И#nbsp;опять прогулки по#nbsp;городу с#nbsp;подрастающей «воспитанницей» детям и#nbsp;взрослым на#nbsp;удивление. В#nbsp;прилюдном общении с#nbsp;животным, походах на#nbsp;прием к#nbsp;руководству Норильской студии, конечно, был кураж, аттракцион. Медведица росла, и#nbsp;больше держать ее#nbsp;в#nbsp;квартире было нельзя. Последовало трудное решение#nbsp;— передать прирученного зверя в#nbsp;зоопарк. В#nbsp;Берлинском зоопарке Айка прожила всего год. Юрий Янович до#nbsp;конца дней считал себя виноватым в#nbsp;ранней смерти Айки, сердцем чувствуя ее#nbsp;горе и#nbsp;тоску. Этологию режиссер-анималист постигал на#nbsp;практике.
За#nbsp;20 лет работы Ледин создал свой неповторимый стиль, оставив редкое за#nbsp;собой наследие. Его фильмы любили зрители, показывали по#nbsp;телевидению, в#nbsp;кинотеатрах и#nbsp;даже продавали за#nbsp;границу.
Василий Песков в#nbsp;конце 1970-х записал свидетельство представителя шведского телевидения#nbsp;Б. Норделла: «Кaк деловой человек, я#nbsp;знaю: прежде чем покупать фильм, его надо увидеть. Но#nbsp;фильмы норильского режиссера и#nbsp;оператора Ледина я#nbsp;покупаю немедленно, как только узнаю, что они есть».

Автор: Беркова Надежда