{$te}
Рейн Теодорович Маран (1931-н.в.) — эстонский кинооператор, фотограф и режиссер. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР. Эстония гордится старейшим кинематографистом страны: он является автором 60 фильмов о природе. К своему юбилею режиссер получил почетную награду «за вклад всей жизни в искусство».
«Природа не спешит, не торопится, существует в том же темпе, как много лет назад. Такой ритм сложился у нее в течение тысячелетий», — говорит Маран.
«…Я останавливаюсь в каком-то месте и вижу следы, какие-то признаки жизни, как животные движутся… Надо сесть и не шевелиться, и сидеть так 30 минут, забыв о своих мыслях и проблемах. Пустота перестает быть пустотой: ты увидишь, как там что-то происходит… Выглянула косуля, со мной так было: косуля приходила на меня посмотреть… Для меня настоящее счастье…».
В этих принципах и есть философия Марана, которая начала формироваться в середине 1970-х годов. В одном из своих ранних фильмов «Голоса природы» Рейн Теодорович озвучивает подобные мысли вместе с героем, ученым и селекционером Вадимом Желниным. Обратите внимание, как монтажно строит киноповествование тонко чувствующий природу режиссер. Герой вслушивается в звуки, улавливает постукивание клюва аиста, а затем заговаривает, как с равным существом:
«Ты, белый аист, ежегодно прилетаешь к жилью человека. Сначала прилетаешь ты, самец, потом ждешь самку и потом вы вместе выводите птенцов».
Ученый разговаривает и с озером, которое он наделяет признаками жизни. Об уважении к природе и признании ее ценности заявляют идеи современной глубинной философии.
Одно из расхожих мнений об эстонцах: говорят они медленно, неторопливо. Так строит свою речь и представитель редкого направления природного кинематографа — Рейн Маран. Так же размеренно и основательно он снимал и продолжает снимать фильмы о лесах, озерах, морях, жабах, ласточках и черных аистах в родной Эстонии. На своем примере он доказывает, что является едва ли не единственным кинематографистом, которому доверяют природные существа.
Одно из расхожих мнений об эстонцах: говорят они медленно, неторопливо. Так строит свою речь и представитель редкого направления природного кинематографа — Рейн Маран. Так же размеренно и основательно он снимал и продолжает снимать фильмы о лесах, озерах, морях, жабах, ласточках и черных аистах в родной Эстонии. На своем примере он доказывает, что является едва ли не единственным кинематографистом, которому доверяют природные существа.
Его работы рассказывают о народных легендах и поверьях про животных, а также об их чудодейственной силе и чарах. А аутентичные мотивы родного пения и завораживающие звучания эстонской музыки дополняют видеоряд и придают особую атмосферу погружения.
Полнометражный фильм «Очарование природных святилищ» 2013 года показывает, какое уникальное богатство заключено в многообразии природы. А также напоминает о том, что святилища, сохраненные в первозданном виде — это источники душевного равновесия и внутренней силы человека.
Автор: Беркова Надежда