Рубрика

Рейн Маран: эстонский автор 60 фильмов о природе

{$te}

Рейн Теодорович Маран (1931-н.в.)#nbsp;— эстонский кинооператор, фотограф и#nbsp;режиссер. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР. Эстония гордится старейшим кинематографистом страны: он#nbsp;является автором 60 фильмов о#nbsp;природе. К#nbsp;своему юбилею режиссер получил почетную награду «за#nbsp;вклад всей жизни в#nbsp;искусство».
«Природа не#nbsp;спешит, не#nbsp;торопится, существует в#nbsp;том#nbsp;же темпе, как много лет назад. Такой ритм сложился у#nbsp;нее в#nbsp;течение тысячелетий»,#nbsp;— говорит Маран.
«…Я останавливаюсь в#nbsp;каком-то месте и#nbsp;вижу следы, какие-то признаки жизни, как животные движутся… Надо сесть и#nbsp;не#nbsp;шевелиться, и#nbsp;сидеть так 30 минут, забыв о#nbsp;своих мыслях и#nbsp;проблемах. Пустота перестает быть пустотой: ты#nbsp;увидишь, как там что-то происходит… Выглянула косуля, со#nbsp;мной так было: косуля приходила на#nbsp;меня посмотреть… Для#nbsp;меня настоящее счастье…».
В#nbsp;этих принципах и#nbsp;есть философия Марана, которая начала формироваться в#nbsp;середине 1970-х годов. В#nbsp;одном из#nbsp;своих ранних фильмов «Голоса природы» Рейн Теодорович озвучивает подобные мысли вместе с#nbsp;героем, ученым и#nbsp;селекционером Вадимом Желниным. Обратите внимание, как монтажно строит киноповествование тонко чувствующий природу режиссер. Герой вслушивается в#nbsp;звуки, улавливает постукивание клюва аиста, а#nbsp;затем заговаривает, как с#nbsp;равным существом:
«Ты, белый аист, ежегодно прилетаешь к#nbsp;жилью человека. Сначала прилетаешь ты, самец, потом ждешь самку и#nbsp;потом вы#nbsp;вместе выводите птенцов».
Ученый разговаривает и#nbsp;с#nbsp;озером, которое он#nbsp;наделяет признаками жизни. Об#nbsp;уважении к#nbsp;природе и#nbsp;признании ее#nbsp;ценности заявляют идеи современной глубинной философии.

Одно из#nbsp;расхожих мнений об#nbsp;эстонцах: говорят они медленно, неторопливо. Так строит свою речь и#nbsp;представитель редкого направления природного кинематографа#nbsp;— Рейн Маран. Так#nbsp;же размеренно и#nbsp;основательно он#nbsp;снимал и#nbsp;продолжает снимать фильмы о#nbsp;лесах, озерах, морях, жабах, ласточках и#nbsp;черных аистах в#nbsp;родной Эстонии. На#nbsp;своем примере он#nbsp;доказывает, что является едва#nbsp;ли не#nbsp;единственным кинематографистом, которому доверяют природные существа.
Его работы рассказывают о#nbsp;народных легендах и#nbsp;поверьях про животных, а#nbsp;также об#nbsp;их#nbsp;чудодейственной силе и#nbsp;чарах. А#nbsp;аутентичные мотивы родного пения и#nbsp;завораживающие звучания эстонской музыки дополняют видеоряд и#nbsp;придают особую атмосферу погружения.
Полнометражный фильм «Очарование природных святилищ» 2013 года показывает, какое уникальное богатство заключено в#nbsp;многообразии природы. А#nbsp;также напоминает о#nbsp;том, что святилища, сохраненные в#nbsp;первозданном виде#nbsp;— это источники душевного равновесия и#nbsp;внутренней силы человека.

Автор: Беркова Надежда