Самое точное и ясное впечатление – то, что высказано сразу. Слово еще не родилось, есть лишь ощущение целого и нюансы, что попали в самую цель. Наиболее ценные впечатления от прошедшего фестиваля для большинства останутся неизвестными. Узнали, услышали, запомнили и унесли с собой что-то очень важное лишь те, кто находился в зале. Остальных – не пришедших, не попавших – немного жаль.
Атмосферу показов, конечно, в одной-двух фразах не определить. Но постоянный живой интерес зала к происходящему на экране оказался определяющим в настроении. По залу легко было проверить это – находился ли ты в первом ряду, стоял ли и наблюдал со стороны. Как же добились такого интереса? Все просто: не было ни единой фальшивой ноты, ни одной натяжки, ни одного момента неловкости или пустоты.
После сеансов, спонтанно, иногда с совершенно неожиданных вопросов (один мальчик, например, захотел узнать, в настоящем ли лесу снимали тигров в фильме Игоря Метельского "Ловушка для тигра"), начиналось обсуждение. О каждой картине зрителям было что сказать, было что спросить. Была радость от того, что вот сейчас, здесь, перед нами – человек, причастный к созданию фильма. Есть ли что-то более важное? И есть ли необходимость уточнять, где сегодня искать по-настоящему объединяющие идеи и темы? На наш взгляд, фестиваль на практике доказал свою правду и свой смысл. А мы действительно ищем сегодня некую "национальную идею", "патриотические темы". Так вот же все это, – хочется сказать тем, кто ищет и никак не найдет...
И все-таки, что чаще всего вызывало восхищенную реакцию зала на фестивале? Чем больше всего такая реакция была обусловлена? Хорошо известно, что человек до самого конца своих дней сохраняет способность отзываться, реагировать на впечатления по-детски. Каждый из нас хоть на короткое время может (да и должен) снова стать ребенком.
Восторг и сочувствие: вот что было самым главным. Восторг – от созерцания в кадре прекрасных животных. Большой экран – великая вещь. Мы были почти рядом, почти дотронулись до великолепных снежных барсов (фильм "Хозяин Алтайских гор" Вадима Витовцева и Ильи Цыганова), медведей ("Земля медведей" Генри Микса), овцебыков и тигров, гусей и даже... жуков. И в какие-то моменты, когда в кадре возникал человек, мы удивлялись: зачем, собственно, он здесь... Ведь мы любовались животными. Впрочем, человек нигде не помешал. Будучи героем фильмов, он уступал место истинным хозяевам природы. И это было ясно абсолютно на всех сеансах, посвященных животным: главные – они! И в истории со слепым жеребенком (фильм "Чувствуй" Лилии Дмитрик) – тоже главный именно он, хоть и спасает его невероятно настойчивая и добрая девушка.
Восхищение вызывали у зрителей люди, которые самоотверженно стараются сохранить редкие виды или показать с помощью технических средств, как выглядят животные вблизи.
Мы свободно стояли рядом и будто разговаривали с такими разными и такими интересными людьми: с художником-"Амурским Ван Гогом", с исполнителем песен своего исчезающего народа, с увлекающимися Хоббихорсингом, со смотрителем национального парка из Ирана, с собирателем песен, сказов и былин России.
Мы вспомнили уникального писателя и путешественника Олега Куваева. Поняли, что его книги и фильмы по его сценариям – есть путь. И на этот путь нам сегодня ничто не мешает вернуться.
Мультипликационные фильмы – забавные, трогательные, с интересными сюжетными особенностями и персонажами – уж точно вернули нас в детство.
Но вот во время демонстрации совсем особенных фильмов мы плакали. От сознания того, сколь непредвиденными могут оказаться события. К великому сожалению, самые страшные и непоправимые.
На фестиваль прибыл в полном составе фольклорный коллектив, ансамбль русской песни "Веретенце", и пространство фойе было для их танца "Тимоня" совсем не тесным.
Мы посмотрели фильм "За русской песней", снятый Светланой Быченко несколько лет назад с участием этих ребят. Все они были с нами на показе. Но вот ни мест, где снимался фильм, ни этих деревень, ни некоторых людей оттуда уже нет на свете. Курская область. Что там случится совсем скоро, – никто во время съемок, конечно, не знал... Вот этими нашими слезами и искренней благодарностью создателям и участникам картины завершился фестиваль.
Нельзя также не отметить дебютную картину Юлии Шульгиной "Аист на крыше", снятую в другом неспокойном ныне регионе – Белгородской области. На премьеру приехал один из героев фильма, и зрители его долго не отпускали.
Где во всем этом рациональное зерно? Где смысл? На наш взгляд, во всем что непосредственно происходило и произошло с нами за эти три дня. А произошло очень много важного, это будет ясно чуть позже, когда эмоции уступят место размышлениям.
Документальному кино нет необходимости просить и ждать своего слова. Слово уже есть по праву. Точное, активное. Есть уверенность, что документалисты взяли реванш в свою пользу и перед игровыми жанрами: театром и кино. В этих сферах и средах сегодня присутствуют неуверенность, непонимание цели. Обусловлено это, не в последнюю очередь, снижением планки общей культуры и кругозора. Но далеко не только. Драматический театр и игровое кино – жанры, связанные со многими исходными данными. Необходима точная драматургия, образы, метафоры. Актеры (да и сами создатели) часто не понимают и не хотят понимать задач. Обессмысливание процесса уже в самом его начале – показатель обреченности работы в ее конце.
Документалист же, вне всяких условий и условностей, фиксирует еще не названное. Предлагает увидеть самое простое: бывшее и существующее всегда с нами – но вот режиссер и его команда представляют это привычное для нас так, что мы, словно дети, забываем обо всем на свете (снова вспоминаю лица в зале и характер вопросов после показов).
В конкурсе фестиваля участвовали ленты, в каждом, своем собственном, самодостаточном и уникальном случае несущие вечную, но предельно простую историю. И никакое иное искусство, ни единый больше жанр сегодня не имеют таковой силы и такового объема.
Пожелание лишь одно: продолжать!
Атмосферу показов, конечно, в одной-двух фразах не определить. Но постоянный живой интерес зала к происходящему на экране оказался определяющим в настроении. По залу легко было проверить это – находился ли ты в первом ряду, стоял ли и наблюдал со стороны. Как же добились такого интереса? Все просто: не было ни единой фальшивой ноты, ни одной натяжки, ни одного момента неловкости или пустоты.
После сеансов, спонтанно, иногда с совершенно неожиданных вопросов (один мальчик, например, захотел узнать, в настоящем ли лесу снимали тигров в фильме Игоря Метельского "Ловушка для тигра"), начиналось обсуждение. О каждой картине зрителям было что сказать, было что спросить. Была радость от того, что вот сейчас, здесь, перед нами – человек, причастный к созданию фильма. Есть ли что-то более важное? И есть ли необходимость уточнять, где сегодня искать по-настоящему объединяющие идеи и темы? На наш взгляд, фестиваль на практике доказал свою правду и свой смысл. А мы действительно ищем сегодня некую "национальную идею", "патриотические темы". Так вот же все это, – хочется сказать тем, кто ищет и никак не найдет...
И все-таки, что чаще всего вызывало восхищенную реакцию зала на фестивале? Чем больше всего такая реакция была обусловлена? Хорошо известно, что человек до самого конца своих дней сохраняет способность отзываться, реагировать на впечатления по-детски. Каждый из нас хоть на короткое время может (да и должен) снова стать ребенком.
Восторг и сочувствие: вот что было самым главным. Восторг – от созерцания в кадре прекрасных животных. Большой экран – великая вещь. Мы были почти рядом, почти дотронулись до великолепных снежных барсов (фильм "Хозяин Алтайских гор" Вадима Витовцева и Ильи Цыганова), медведей ("Земля медведей" Генри Микса), овцебыков и тигров, гусей и даже... жуков. И в какие-то моменты, когда в кадре возникал человек, мы удивлялись: зачем, собственно, он здесь... Ведь мы любовались животными. Впрочем, человек нигде не помешал. Будучи героем фильмов, он уступал место истинным хозяевам природы. И это было ясно абсолютно на всех сеансах, посвященных животным: главные – они! И в истории со слепым жеребенком (фильм "Чувствуй" Лилии Дмитрик) – тоже главный именно он, хоть и спасает его невероятно настойчивая и добрая девушка.
Восхищение вызывали у зрителей люди, которые самоотверженно стараются сохранить редкие виды или показать с помощью технических средств, как выглядят животные вблизи.
Мы свободно стояли рядом и будто разговаривали с такими разными и такими интересными людьми: с художником-"Амурским Ван Гогом", с исполнителем песен своего исчезающего народа, с увлекающимися Хоббихорсингом, со смотрителем национального парка из Ирана, с собирателем песен, сказов и былин России.
Мы вспомнили уникального писателя и путешественника Олега Куваева. Поняли, что его книги и фильмы по его сценариям – есть путь. И на этот путь нам сегодня ничто не мешает вернуться.
Мультипликационные фильмы – забавные, трогательные, с интересными сюжетными особенностями и персонажами – уж точно вернули нас в детство.
Но вот во время демонстрации совсем особенных фильмов мы плакали. От сознания того, сколь непредвиденными могут оказаться события. К великому сожалению, самые страшные и непоправимые.
На фестиваль прибыл в полном составе фольклорный коллектив, ансамбль русской песни "Веретенце", и пространство фойе было для их танца "Тимоня" совсем не тесным.
Мы посмотрели фильм "За русской песней", снятый Светланой Быченко несколько лет назад с участием этих ребят. Все они были с нами на показе. Но вот ни мест, где снимался фильм, ни этих деревень, ни некоторых людей оттуда уже нет на свете. Курская область. Что там случится совсем скоро, – никто во время съемок, конечно, не знал... Вот этими нашими слезами и искренней благодарностью создателям и участникам картины завершился фестиваль.
Нельзя также не отметить дебютную картину Юлии Шульгиной "Аист на крыше", снятую в другом неспокойном ныне регионе – Белгородской области. На премьеру приехал один из героев фильма, и зрители его долго не отпускали.
Где во всем этом рациональное зерно? Где смысл? На наш взгляд, во всем что непосредственно происходило и произошло с нами за эти три дня. А произошло очень много важного, это будет ясно чуть позже, когда эмоции уступят место размышлениям.
Документальному кино нет необходимости просить и ждать своего слова. Слово уже есть по праву. Точное, активное. Есть уверенность, что документалисты взяли реванш в свою пользу и перед игровыми жанрами: театром и кино. В этих сферах и средах сегодня присутствуют неуверенность, непонимание цели. Обусловлено это, не в последнюю очередь, снижением планки общей культуры и кругозора. Но далеко не только. Драматический театр и игровое кино – жанры, связанные со многими исходными данными. Необходима точная драматургия, образы, метафоры. Актеры (да и сами создатели) часто не понимают и не хотят понимать задач. Обессмысливание процесса уже в самом его начале – показатель обреченности работы в ее конце.
Документалист же, вне всяких условий и условностей, фиксирует еще не названное. Предлагает увидеть самое простое: бывшее и существующее всегда с нами – но вот режиссер и его команда представляют это привычное для нас так, что мы, словно дети, забываем обо всем на свете (снова вспоминаю лица в зале и характер вопросов после показов).
В конкурсе фестиваля участвовали ленты, в каждом, своем собственном, самодостаточном и уникальном случае несущие вечную, но предельно простую историю. И никакое иное искусство, ни единый больше жанр сегодня не имеют таковой силы и такового объема.
Пожелание лишь одно: продолжать!