Рубрика

Эльза Дильмухамедова (1944 – н.в.)

В советское время встретить женщину среди режиссеров научно-популярного кино было редкостью. В Казахстане съемками занимались Эльза Дильмухамедова и ее коллега Мира Олькина.

Во ВГИКе дипломной работой Эльзы стал фильм «Кто где живет?», снятый на киностудии «Казахфильм» в 1976 году. Картина решительно выделялась среди привычных лент о природе, была новаторской по съемке и форме. Нам показывают, как птицы ремез и оляпка строят гнезда, как бобер и степной тушканчик обустраивают речные жилища. Несомненно, большое влияние на Дильмухамедову оказал мастер курса, режиссер Александр Михайлович Згуриди.

На работу молодого специалиста обратило внимание центральное руководство. Оператор Геннадий Ройтман вспоминал: «Фильм „Скворцы прилетели“ снимался по заказу Гостелерадио СССР. Отсюда такая обширная география съемок: Алматы, Джамбульская и Чимкентская области, Калининград, Куршская коса и латышское село Рауда». Собранный материал стал основой для нового фильма. Орнитолог Анатолий Сёма предоставил записи птичьих голосов из своей коллекции. Фильм «зазвучал»!

Создатели ленты отметили, что в Казахстане деятельность орнитологов существенно отличается от Прибалтики. Их главной задачей было кольцевание птиц.

«Выполняли они свою работу больше из профессионального энтузиазма, поскольку обеспеченность необходимым оборудованием оставляла желать лучшего. Специалисты из Латвии вели ночные наблюдения за животными: по силуэтам определяли их разновидности, исследовали, каким образом птицы ориентируются при перелетах. Кольцевание птиц сопутствовало главной работе», — рассказывал Ройтман.

Картина «Острова белых птиц» посвящена поискам реликтовой чайки на озере Алаколь. В этой и последующих работах режиссер сменила тактику съемки научно-популярного фильма. Теперь она делала сюжеты в формате репортажа экспедиции. Съемочная группа вместе с учеными отправлялась на поиски редких животных к реке Или и в заповедник на острове Барса-Кельмес в Аральском море.

Подобное «рвение» не всегда приносило желаемые плоды. Фильмам не хватало деталей: в них преобладали дальние и общие планы животных. Порой страдала драматургия. Из-за того, что съемка не велась методом длительного наблюдения, в фильме нередко звучало: «Мы не нашли, нам не удалось выйти на след…».

Автор: Беркова Надежда.